ФЭНДОМ

Ghost
Призрак Скандалиста
Удалите это сообщение, когда закончите.

Фандом (англ. Fandom) - собирательное название для всего сообщества фанатов или его некоторой части, иногда в понятие фандома также включается канон, которому он посвящён.

Фанатом (англ. Fan) называется человек, глобально увлечённый предметом. Фанатов трансформеров принято называть трансфанами (англ. Transfan - сокр. от Transformers Fan)[1].

История

Первые фанатские сообщества начали появляться с выхода первого комикса в 1984 году. Самым известным следом деятельности фанатов того времени была страничка писем в конце выпусков комиксов того времени. S.T.A.R.S. можно также рассматривать как раннюю попытку организации официального фанатского клуба.

С развитием интернета фанаты перестали быть ограничены географическими рамками и печатными изданиями. Первым онлайн-центром фандома стала новостная группа «Alt.toys.transformers». Чуть позже возникли такие сайты как unicron.com и tfarchive, Ещё через несколько лет возник сайт TheAllspark.

В 2000 году возникли два крупнейших на данный момент трансформерских сайта - Seibertron и TFW2005.

Русскоязычный фандом

Addition
Продолжай искать.
Удалите это сообщение, когда закончите.

Несмотря на то, что русскоязычные фанаты трансформеров начали появляться с момента появления игрушек, широкое распространение трансформеры получили только в середине девяностых, когда начался показ сериалов Первого поколения. Центром формирования фандома стал Санкт-Петербург, где некоторое время даже издавались бумажные газеты о трансформерах.

Примерно тогда же начали появляться трансформерские сайты. Ранними крупными площадками были Transformers Online (несколько раз менявший адрес и название, а также падавший), который считался самым известным и лучшим, несмотря на низкое качество материалов, и сайт Джелл, от которого постепенно остался только форум. В Киеве также существовал сайт Киевтрон, который постепенно умер.

С развитием социальных сетей многие сайты и форумы стали исчезать и терять популярность. К 2012 году активность форума Джелл снизилась до практически нулевой, чему способствовала и политика хозяйки сайта, полностью закрывшей регистрацию новых учётных записей. Трансфаны, как старого, так и нового образца, обосновались на различных сообществах Вконтакте и на Дайри, где до сих пор поддерживается ненулевая активность. Одним из самых активных и известных остаётся сообщество ТФ и Вольтрона, не слишком отстаёт от него и Transformers World. Любители трансформеров регулярно участвуют в фандомной битве, при этом собирают по 2-3 команды.

В настоящее время активность фанатов и любителей трансформеров настолько разрозненная, что ТФ-фандом, как таковой, не существует. Кроме социальных сетей активен киевский сайт любителей комиксов и игрушек, который не может стать центральной фандомной площадкой из-за узкой специфики, и ТФ-База, известная в первую очередь как хранилище различных материалов.

Более-менее сконцентрированная фандомная активность в настоящее время ограничивается такими городами, как Киев, Москва, Екатеринбург, Челябинск и Новосибирск, где оказалось достаточное количество увлечённых людей, чтобы проводить регулярные и не очень встречи.

Влияние фандома на канон

Многие современные авторы, художники и сценаристы, работающие над трансформерами, когда-то начинали в качестве фанатов. Среди них: Джош Ницци, Джим Соренсон, Джеймс Робертс, Ник Роше и многие другие.

Также некоторые фанатские термины, такие как гештальт, сикер, Дарксайд, рейнмейкеры и Бампер были заимствованы каноном из фандома.

Иногда в биографиях канонических персонажей появляются отсылки на фанатов.

Регулярно проводятся фанатские собрания, такие как БотКон, для которых специально готовятся эксклюзивные официальные игрушки и комиксы.

С 2014 года Хасбро стало шире интересоваться мнением трансфанов, что привело к опросам по созданию робота и гештальта.

Особенности фандома

Несмотря на свою тематику, трансформерский фандом весьма консервативен и требует времени, чтобы привыкнуть к новым вещам. Любой новый сериал, комикс или серия игрушек, как правило, получает огромное количество критики только за то, что не похожи на всё предыдущее. Классическим примером являются фильмы Майкла Бея, о которых в фандоме до сих пор почти не говорят ничего хорошего. Следует заметить, что русскоязычный фандом в большей степени свободен от этого предрассудка, поскольку развивался на основе и американских, и японских произведений и изначально привык к более широкому подходу.

Хотя фанатское творчество - неотъемлемая часть любого фандома, трансфаны не только сосредотачиваются на фанфиках и фанарте, в отличие от многих других фандомов. Более взрослая аудитория обладает достаточными ресурсами для создания неофициальных комиксов и мультфильмов, а также выпуска нелицензионных игрушек. Развитая игрушечная сторона оказалась благодатной почвой для развития такого направления, как стопмоушн - покадровая анимация игрушечных фигурок.

Размеры канона позволяют сравнить его с гигантами комикс-индустрии Marvel и DC, или Звёздными Войнами, однако степень ветвления канона относительно его размеров оказывается очень высокой, поэтому нередко людям с узкими увлечениями тяжело найти общие интересы, что затрудняет развитие фандома.

Интересные факты

  • Несмотря на то, что фильмы привлекли массовое внимание детей, фандом до сих пор состоит преимущественно из взрослых людей, полюбивших трансформеров со времён первого показа, либо вернувшихся к ним после фильмов.
  • Частыми темами споров являются: транслитерация против Шестого канала (к настоящему времени транслитерация одержала окончательную победу, за исключением переводов компьютерных игры), правильное написание имён (особенно остро стоит вопрос «Проул» или «Праул», несмотря на то, что только первый вариант соответствует нормам заимствования русского языка), отношение к официальным переводам (как правило, любой фанат, знакомый с оригиналом признаёт их низкое качество), какое произведение отражает наиболее верную картину тех или иных событий в случае противоречий.
  • При всех негативных моментах фандом не теряет интереса к поиску обоснований, причин, заплаток к многочисленным дырам канонов, расширению и углублению мифологии.

См. также

Примечания и ссылки

  1. Слово «трансфан» может также иметь другие значения, не относящиеся к тематике данной энциклопедии. В её рамках считается, что других значений слова не существует

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики